Что такое Метавселенная Цукерберга, почему она важна и есть ли у неё перспективы?
Метавселенная Марка Цукерберга прочно удерживается в новостных заголовках. Этот проект переживает свои взлёты и падения. Сейчас мы наблюдаем серьёзный спад интереса к нему. Журналисты, разработчики и рядовые пользователи задаются вопросом — зачем нужна Метавселенная, почему в неё инвестируют десятки миллиардов долларов и есть ли у неё перспективы. Мы постараемся разобраться в такой сложной области и дать ответы на все эти вопросы.
Содержание:
1. Метавселенная Цукерберга: как возникла идея
1.2. Почему Марк Цукерберг так увлечён Метавселенной?
1.3. Предшественники и последователи Метавселенной
2. Что такое Метавселенная и из чего она состоит?
2.1. Концепция и техническая база
2.2. Что уже можно делать в Метавселенной: продукты и сервисы
3. Значение и проблемы Метавселенной
3.1. Почему этот проект настолько важен?
3.2. В чём проблемы и недостатки Метавселенной?
4. Заключение
Метавселенная Цукерберга: как возникла идея
Почему именно «Мета»?
Эта часть слова настолько важна для бизнесмена, что он выбрал её в качестве названия для материнской корпорации, объединяющей под своим крылом медийный и технологический бизнес. Запуская Facebook, Instagram или WhatsApp, вы видите под названием небольшую отметку «by Meta».
У слова «мета» древнегреческое происхождение. Оно используется в качестве приставки к различным понятиям и означает что-то большее, всеобъемлющее, недоступное пониманию сегодняшнего человека. Его можно встретить в терминах «метафизика», «метафора» и «метаданные».
Метавселенная — больше, чем просто реальный мир, к которому мы вынуждены приспосабливаться и который формирует наше мышление. Это пространство, созданное человеком, подогнанное под его потребности и развивающееся в соответствии с нашими идеями. Это мир, комфортный для каждого, независимо от его желаний, потребностей и предпочтений.
Почему Марк Цукерберг так увлечён Метавселенной?
Когда дело касается бизнеса и больших денег, всегда нужно искать скрытый смысл на нескольких уровнях. Главное — не опускаться слишком глубоко в домыслы и предположения.
Официальная версия лежит на поверхности. Цукерберг — техно-гик, поклонник научной фантастики и компьютерный энтузиаст. Он настолько увлечён этими темами и настолько оторван от реальной жизни, что его часто сравнивают с роботом или инопланетянином.
Сам Цукерберг утверждает, что идея Метавселенной пришла к нему ещё в 2007–2008 году. Тогда он общался с Джефом Безосом и автором виртуального пространства Second Life Филипом Росдейлом. Идея «второй жизни» вдохновила всех трёх бизнесменов. Но Безос вскоре охладел к ней, а Росдейл предпочёл развивать проект в той же плоскости, не переходя на новый уровень. А вот Цукерберг решил сделать нечто большее.
Но эксперты говорят, что причины создания Метавселенной более прагматичны. Объединив под одним крылом текстово-ориентированный Facebook, мультимедийный Instagram и мессенджер WhatsApp, Цукерберг столкнулся с сильным противодействием антимонопольных органов США. Каждое последующее действие его компании подвергалось тщательному изучению, причём в большинстве случаев ему отказывали в приобретении нового крупного бизнеса.
Столкнувшись с подобными ограничениями, Цукерберг решил не пытаться обойти их, а создать принципиально новое поле деятельности, в котором не будет серьёзных конкурентов и присутствия властей. Именно так родился проект Meta.
Сторонники теорий заговора иногда считают, что Цукерберг хочет контролировать жизни людей, фактически став цифровым диктатором. Вспомним судебные процессы 2018 года, когда бизнесмен отвечал на обвинения во вмешательстве в выборы, манипулировании общественным мнением и пособничестве иностранным спецслужбам.
Есть версия, что Meta — проект, призванный довести до совершенства технологии управления обществом. А Метавселенная — лаборатория, в которой созданы идеальные условия для подопытных. Но это именно тот случай, когда в поисках скрытого смысла мы копаем слишком глубоко, опираясь на бездоказательные мнения. Куда более реалистичной выглядит именно вторая, прагматичная версия.
Предшественники и последователи Метавселенной
Сама идея не нова — о подобии виртуальной реальности фантасты писали ещё в начале XX века. Но наиболее близким к её современной реализации был роман Нила Стивенсона «Снегопад». В нём главный герой вёл двойную жизнь офисного сотрудника в реальности и всемогущего хакера в Метавселенной.
История знает множество провальных попыток запуска виртуальной реальности. Первым по-настоящему успешным проектом стал Second Life, о котором мы уже упоминали выше. В 2003 году Филип Росдейл представил виртуальное пространство для общения, в котором реальных людей представляли фигурки-аватары. Со временем «вторая жизнь» разрослась в компанию стоимостью десятки миллиардов долларов. Сегодня внутри виртуального мира можно покупать недвижимость, заниматься бизнесом, зарабатывать спортивные награды, получать образование и даже заключать браки.
С некоторой натяжкой мета-вселенными можно назвать и онлайновые игры. Так, в World of Warcraft есть значительное число геймеров, которые запускают игру ради общения, а не выполнения квестов и получения опыта. В Fortnite регулярно проводятся концерты знаменитостей, презентации новых продуктов и прочие мероприятия. Но у всех этих виртуальных миров есть свои недостатки — они транслируются на плоский экран и не дают ощущения полного присутствия.
Метавселенная Цукерберга отличается тем, что в ней используются VR/AR-шлемы, то есть гарнитуры виртуальной и дополненной реальности. Благодаря этому пользователи испытывают те же ощущения, что и в реальном мире — это затягивает и обеспечивает больший уровень вовлечённости.
Хотя Метавселенная — первый проект с таким масштабом и таким уровнем технологической реализации, он не будет единственным. О своих планах создания виртуальной реальности уже заявляют Amazon, Netflix, Microsoft и Sony. И даже компания Electronic Arts разрабатывает пятую часть игры Sims с прицелом на Метавселенную, хотя вряд ли в ней будут использоваться VR-шлемы.
Что такое Метавселенная и из чего она состоит?
Концепция и техническая база
Марк Цукерберг изначально видел свой проект, как новый уровень социальных сетей. По его задумке, пользователи могут делать в Метавселенной то же, что в реальности, но без ограничений вроде законов физики.
Виртуальная реальность Meta — открытое бесконечное трёхмерное пространство. В нём есть различные локации, которые отличаются по таким признакам:
правилам доступа — свободные или ограниченные;
числу одновременно присутствующих пользователей;
назначению — для общения, ведения бизнеса, занятий спортом, проведения концертов и так далее.
Сегодня проект рассчитан на 250–500 тысяч пользователей. В перспективе Цукерберг говорит о миллионах и даже миллиардах одновременных подключений.
Мы уже говорили, что Метавселенная отличается от аналогов тем, что доступ к ней обеспечивает шлем виртуальной или дополненной реальности. Специально для этого корпорация Meta купила производителя VR-оборудования Oculus и несколько стартапов, работающих в той же отрасли. Чтобы сделать проект более демократичным, компания снизила стоимость гарнитуры Oculus второго поколения с 1099 до 299 долларов. Планы на перспективу — довести цену устройства до 99–199 долларов в зависимости от модификации.
Технической базой со стороны пользователя может быть компьютер, ноутбук или достаточно мощный смартфон. В перспективе рассматривается подключение игровых консолей к виртуальной реальности. Чтобы обеспечить свободный доступ для множества пользователей, разработчики намеренно упрощают графику — в этом есть свои плюсы и минусы.
Сегодня Марк Цукерберг тратит около 10 миллиардов долларов в год на поддержку Метавселенной. Для сравнения, Instagram обошёлся ему в 1 миллиард. Но даже этого мало для реализации проекта таких масштабов. Общая сумма инвестиций достигает 25 миллиардов долларов в год. Разработкой занимаются сотни компаний, среди которых Nvidia, Samsung, Microsoft, AMD, Intel, TSMC и другие.
Что уже можно делать в Метавселенной: продукты и сервисы
Теоретически, виртуальная реальность задумывается, как лучший мир, свободный от недостатков действительности. Но мы неизбежно перенесём в него существующую модель общества. Поэтому со временем в Метавселенной появятся знакомые нам роли, профессии и статусы — от уборщика до генерального директора, от рабочего до фуд-блогера и медиазнаменитости.
Пока проект находится в бета-версии, его основным назначением остаётся виртуальное общение. Пользователи могут собираться в группы, чтобы вместе проводить время. Их аватары уже способны выражать невербальные эмоции — подмигивать, улыбаться, поднимать брови, хмуриться и так далее. Но Метавселенная — больше, чем чат в виртуальной реальности. И потому в неё уже интегрированы несколько крупных проектов Meta:
Horizon Home — цифровая недвижимость. Возможность создать собственный дом в виртуальной реальности. И хотя многие элементы здесь платные, такой уголок личного пространства обойдётся в разы дешевле, чем настоящее здание.
Horizon Worlds — расширенная версия Home. В ней пользователи создают уже не дом, а личную под-вселенную, чтобы проводить в ней время самостоятельно или с друзьями. Мечтали о собственном замке или домике в джунглях? Теперь это возможно!
VictoryXR Academy — образование во всех отраслях, от автомобильной индустрии до медицины, от горного дела до космической инженерии. Показать наглядный образец в виртуальной реальности со своими законами физики намного легче, чем в настоящем мире. Кроме того, университетам не нужно поддерживать здания и другую инфраструктуру. Это снижает расходы, делая образование по-настоящему доступным.
Oculus Quest. Конечно, как же без игр в виртуальной реальности? Пока нам доступны только несколько простых проектов. Но они уже оказывают огромное влияние на Метавселенную. К примеру, симулятор битвы на лазерных мечах Beat Saber привлёк более миллиарда долларов инвестиций! В ближайшие 5 лет Цукерберг обещает интегрировать такие знаменитые игры, как GTA, Halo и Gears.
Horizon Works — виртуальные офисные пространства для удалённой работы. В отличие от Zoom-митингов, они обеспечивают эффект присутствия, повышая продуктивность сотрудников и улучшая взаимосвязь в команде.
Oculus Active Pack. Дополнительные контроллеры для VR-гарнитуры позволяют посещать спортзалы в Метавселенной. Согласитесь, намного приятнее выполнять упражнение на поверхности далёких планет, чем в четырёх серых стенах. Особенно, когда ваша задача — наносить удары инопланетному монстру, а не поднимать гантели.
Horizon Venues. Виртуальная площадка для проведения мероприятий — концертов, презентаций и публичных выступлений. Пока находится в бета-версии с ограниченным числом пользователей из-за сложности реализации. Но перспективы — захватывающие. К примеру, вы находитесь на реальном концерте с гарнитурой дополненной реальности, а ваш знакомый — дома с VR-шлемом. Это позволит вам обоим видеть как исполнителя, так и друг друга!
Финансовая составляющая
Как мы уже говорили выше, Марк Цукерберг старается сделать Метавселенную как можно более демократичной. Оборудование для доступа к ней в будущем должно стоить в пределах 200–500 долларов, включая гарнитуру виртуальной реальности и базовое устройство для доступа в интернет (ПК, смартфон, консоль, ноутбук).
По планам Цукерберга, у Метавселенной не будет абонентской платы. Подключение к серверу должно быть свободным и бесплатным для всех жителей планеты. Пока что такая концепция съедает примерно половину всей прибыли корпорации Meta. Но в будущем проект всё же будет приносить доход.
Цукерберг планирует зарабатывать на комиссии от всех транзакций внутри Метавселенной. Фактически, он будет собирать налог, используя полученные средства для поддержания и дальнейшего развития проекта. Напоминает принцип действия государства, не так ли? Цифровая диктатура и всё такое… Впрочем, мы снова отвлеклись от темы и погрузились в теории заговора.
Под транзакциями понимают платежи пользователей друг другу. Например, для покупки дизайнерской мебели в дом, за услуги разработки личной под-вселенной или за аренду виртуального офиса для переговоров. Не исключается, что за нарушение внутренних правил будут предусмотрены штрафы в пользу Meta. И вновь мы невольно возвращаемся к избитой теме.
Пока достоверно неизвестно, как будет работать система транзакций. Одно из популярных предположений — подключение криптокошельков. Но эта идея уже собрала критику со стороны государственных органов. Они считают, что криптовалюты сделают Метавселенную настоящим Порт-Роялом — пиратской и криминальной столицей мира. Побаиваются, что проект станет инструментом для отмывания средств, полученных незаконным путём.
Значение и проблемы Метавселенной
Почему этот проект настолько важен?
В принципе, самые важные детали были изложены выше. Метавселенная в её идеальном виде — лучший мир, чем окружающая действительность. Его аватары всегда здоровы, у них нет физических ограничений — это может подарить свободу миллионам людей с инвалидностью и хроническими заболеваниями. Пространство в нём лишь условность, что позволяет путешествовать во время обеденного перерыва и посещать заокеанские концерты.
А программируемые законы физики открывают почти безграничные возможности для науки и техники. Согласитесь, намного проще протестировать детали космического корабля в виртуальной реальности, чем тратить миллиарды долларов на пробные запуски. И намного безопаснее ставить химические опыты в Метавселенной, чем рисковать жизнью в настоящей лаборатории.
Выше мы уже говорили о сторонниках теорий заговора, которые считают детище Цукерберга «песочницей» для социальных экспериментов. В их словах есть своя правда, но при грамотном управлении проект может приносить пользу в борьбе с неравенством, буллингом и другими проблемами. Кроме того, контролировать в нём соблюдение законов намного проще — этой задачей займётся беспристрастный искусственный интеллект, которому неизвестно понятие коррупции.
Метавселенная помогает объединять людей, которые оказываются одинокими на перенаселённой планете. Она решает проблемы удалённой занятости, делая нашу жизнь более комфортной. Если проект действительно будет реализован в идеальном виде, он полностью изменит будущее человечества.
В чём проблемы и недостатки Метавселенной?
Несмотря на инвестиции в десятки миллиардов долларов, виртуальная реальность развивается очень медленно. И дело не только в технических сложностях. Решив сделать её демократичной, Марк Цукерберг намеренно упростил графику — в том числе внешний вид аватаров. Из-за этого многие пользователи называют Метавселенную блёклой и неинтересной. Среди них сотрудники корпорации Meta, которые за кулисами мероприятий признаются, что пользуются своим продуктом только по служебной необходимости.
Ещё одна проблема — физиологические ограничения человека. Виртуальная реальность в нынешнем виде создаёт чрезмерную нагрузку на глаза и нервную систему. Специалисты рекомендуют проводить в ней не более 60 минут в день. Поэтому Метавселенной сложно конкурировать с социальными сетями, которые отнимают у людей до 3,5 часов в сутки. И, тем более, невозможно проводить весь рабочий день в VR-шлеме. Чтобы достичь своей цели, Цукербергу придётся инвестировать ещё десятки миллиардов в развитие технологий.
Того же касается следующая проблема. Существующие VR-гарнитуры слишком грубо воспроизводят движения человека. Чтобы достичь прецизионной точности, требуется оборудование стоимостью десятки тысяч долларов — о целевых $199 пока остаётся только мечтать. А ещё сейчас пользователю приходится нажимать кнопки, чтобы улыбаться или хмуриться в виртуальном мире. Когда появятся гарнитуры с трёхмерным сканированием лица и сколько они будут стоить — неизвестно.
Наконец, остаются вопросы безопасности и социальных экспериментов. Кто может поручиться, что Метавселенную не будут использовать для контроля над поведением людей? Как создать контролирующий и регулирующий орган для виртуальной реальности. Кто возьмёт на себя такие полномочия?
Заключение
Вполне может оказаться, что сегодняшний день — всего лишь предисловие к сериалу «Чёрное зеркало». Через несколько лет мы будем путешествовать к звёздам, общаться с далёкими предками и искать сокровищах в джунглях при помощи Метавселенной. Проект развивается — со временем в нём появятся фотореалистичная графика, точное управление движениями и естественные эмоции. А там недалеко до полного погружения и отказа от окружающей действительности. Захватывающие и пугающие перспективы, не правда ли? Но для их достижения Марку Цукербергу и его коллегам предстоит решить очень много проблем. Пока Метавселенную ограничивают сложности — технические, социальные, экономические, законодательные и даже моральные.